Домой Статьи В чём секрет успеха Final Fantasy VII и насколько заслуженна её слава?

В чём секрет успеха Final Fantasy VII и насколько заслуженна её слава?

273
0

Final Fantasy VII — игра знаковая не только для своего жанра, но и для всей индустрии. Она принесла JRPG славу и популярность, она же и по сей день остаётся самой успешной игрой в жанре, а выпустившая её Square Enix продолжает возвращаться к «семёрке» с приквелами, сиквелами, спин-оффами и ремейками. Чем же FF7 заслужила такую любовь?

Лицо PlayStation

Короткий ответ будет звучать так: «она появилась в нужное время и в нужном месте». Под нужным местом тут подразумевается PlayStation: после продолжительного сотрудничества Square и Nintendo издательство решило сменить платформу, выбрав в качестве партнёра Sony. В то время как Nintendo и Sega подрывали перспективы своих консолей недальновидными решениями, Sony активно искала систем-селлер — мегахит, который в одиночку смог бы убедить потребителей довериться новому игроку на рынке. В итоге ставку сделали на Final Fantasy VII — ставку в 100 млн долларов, которые пошли на маркетинг игры и платформы, для которой она была эксклюзивом. Итоговый успех PlayStation был неразрывно связан с успехом FF7. Но, само собой, не в одном маркетинге дело: нужно ведь, чтобы и сама игра чем-то цепляла аудиторию. К счастью для Sony и Square, переход между четвёртым и пятым поколениями игровых консолей был, пожалуй, самым революционным за всю историю индустрии. Большинство игр именно тогда сделали шаг в третье измерение, а в качестве носителя информации был выбран вместительный компакт-диск. Все ограничения на размер игры были сняты, и Square не преминула этим воспользоваться, наклепав огромное количество зрелищных заставок, которые вмиг разошлись на трейлеры. Final Fantasy VII подкупила широкую публику тем, что сейчас принято называть «графон» и «кинцо»: качество и того, и другого в ней было на тот момент беспрецедентным и непревзойдённым.

Но немаловажен ещё один фактор: именно в то время, в середине 90-х, Запад начинал плотное знакомство с японской анимацией. Подростки, сходившие с ума по Dragon Ball Z и Neon Genesis Evangelion, не могли пройти мимо игры со схожей стилистикой и постановкой. Все прочие околоанимешные игры ни по масштабам, ни по размаху, ни по уровню исполнения даже в подмётки не годились седьмой «финалке». Как «Евангелион» стал для целого поколения проводником в мир аниме, так и Final Fantasy VII оказалась дверью в мир японских игр. В конце концов, в ней нашли отражение факторы успеха обоих популярных сериалов: от DBZ — судьбоносное противостояние пафосных мускулистых мужчин, а от «Евы» — копание в психологических проблемах героя. FF7 подходила и фанатам бездумных боевиков, и любителям запутанных сюжетов и интроспективных историй.

И последний немаловажный фактор успеха игры — её доступность. JRPG традиционно был жанром достаточно примитивным, но в старые времена людей со стороны легко могла отпугнуть высокая сложность. Седьмая «финалка» же снизила её ровно настолько, чтобы понять, разобраться, втянуться и пройти мог буквально кто угодно. Она стала идеальной точкой входа не только в жанр, но и в видеоигры в целом. Всё вышеперечисленное сделало FF7 хитом, обеспечив ей десятимиллионные продажи. Но сделало ли это её хорошей игрой? Конечно, нет: маркетинг, анимешность, заставки, графика и низкая сложность — это факторы успеха, но не качества. Не вышло ли так, что седьмую финалку просто перехвалили? К счастью, нет: у неё есть ещё немало достоинств, благодаря которым её можно легко рекомендовать и сейчас.

Лучшая среди равных

Начнём с боёвки. В FF7, пожалуй, лучшее воплощение системы ATB: между отдачей команды и её исполнением нет задержки, как во многих других «финалках»; открытие любого меню в бою ставит его на паузу. Благодаря этому игрок может контролировать очерёдность ходов, избегая эксцессов. Персонажи в бою не так сильно различаются, как во многих других «финалках», но всё равно сохраняют идентичность благодаря уникальному вооружению и «ультам». Всё остальное же кастомизируется при помощи «материй» — волшебных самоцветов, которые можно вставлять в слоты на оружии и броне. Магия, особые умения, пассивные бонусы — всё в руках игрока. Всё легко настраивается, прокачивается и в случае необходимости переносится на других персонажей. Глубине ролевой системы FF7 мешает раскрыться низкая сложность: если игра не требует вникать в себя, многие не будут этого делать. Впрочем, глубокая кастомизация персонажей добавляет FF7 реиграбельности, а при перепрохождении уже можно установить себе какие угодно ограничения, чтобы интереснее было. Так, можно пройти FF7, не используя предметов, магию, умения, не качаясь, отказываясь от новой экипировки, одним персонажем — как угодно. Лёгкость стандартного прохождения в итоге открывает простор для личных челленджей, в рамках которых можно прочувствовать весь потенциал ролевой системы. Ну а на РС для этого есть ещё и моды.

Вне боёв геймплей тоже очень разнообразен — особенно по меркам жанра. В каждом втором подземелье встречается какая-то уникальная механика, а те вещи, которые другие игры показали бы в катсценах, FF7 делает интерактивными: от совсем простеньких QTE до полноценных мини-игр. Игрок принимает непосредственное участие практически во всём, что происходит на экране. По своей структуре Final Fantasy VII линейна, как и положено JRPG. Но при этом в ней очень много опционального контента, будь то диалоги, сценки или секреты — из других «финалок» разве что шестая и двенадцатая превосходят в этом плане FF7. Она поощряет исследование мира и бэктрекинг: тут даже NPC регулярно меняют реплики, активно комментируя происходящие в мире события.

Final Fantasy VII разрабатывалась вскоре после шестой части плюс-минус той же командой — возможно, «полуоткрытость» её мира обусловлена именно этим. Впрочем, как я недавно упоминал, у Final Fantasy VI были определённые проблемы с целостностью: соседство трагичных и комичных сценок выглядело странным. Возможно, оно появилось в результате того, что разные эпизоды игры делали разные люди в отсутствие жёсткого режиссёрского контроля; такой же подход использовался и при создании FF7, из-за чего разные фрагменты игры друг другу едва ли не противоречат. То главного героя едва ли не женят на бойкой цветочнице, то вдруг выясняется, что его единственная — это подруга детства. Всё потому, что эти сегменты писали разные сценаристы, друг с другом особо не контактировавшие.

Авторам FF7 очень сильно не хватало редактора, который отследил и исправил бы их ошибки. В итоге мелких сценарных проблем в игре оказалось очень, очень много. При этом, как ни странно, центральная сюжетная линия оказалась достаточно крепкой, последовательной и даже не лишённой идейного посыла. Практически все локации так или иначе раскрывают сквозную тему важности экологии, а большинство героев активно вовлечены в повествование, которое почти никогда не провисает. Иными словами, главной проблемой нарратива Final Fantasy VII было отсутствие целостности и ворох мелких недочётов (усугублённых ужасным переводом). Сама история была неплоха, но ей нужна была работа над ошибками — которой во многом стал ремейк.

Final Fantasy VII — игра неидеальная, неровная. Но её плюсы с лихвой перекрывают минусы: я бы даже сказал, что из всех JRPG XX века она, пожалуй, лучшая. Её по-прежнему стоит рекомендовать всем, кого хоть сколько-то интересует этот жанр, — в конце концов, так называемый «ремейк» не отменяет оригинал, а продолжает его, опираясь на знания игроков о происходящих в нём событиях. Если вы задаётесь вопросом, в какую версию лучше поиграть, то тут есть два ответа. Простой: в переиздание для современных платформ (PS4, Xbox One, Switch, Windows 10). В нём добавили возможность отключить рандомные бои и ускорить игру в три раза, что очень важно для почти что любой JRPG. Сложный же ответ — это Steam-версия с модами: с их помощью можно прокачать и графику, и музыку, и перевод, и геймплей так, как вам захочется.

Источник: www.igromania.ru

Star Conflict [CPP] RU + CIS
Реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь